Концепции новых торговых центров почти не включают кинотеатры, рассказали аналитики Commonwealth Partnership. Доля этого формата снижалась на протяжении последних трех лет. К концу этого года доля кинотеатров среди арендаторов ТЦ составит около 0,5%, прогнозируют в компании.
До 50−60% торговых центров, которые проектировались в 2010-х годах и вводились в эксплуатацию в последующие 4−5 лет, включали кинотеатры. Это практически все проекты площадью от 15 тыс. «квадратов», у которых нет ограничений для размещения этого типа арендаторов. В концепциях, которые разрабатывались после 2015 года, доля ТЦ с кинотеатрами не превышала 20%. Тогда площадь торговых центров начала снижаться, увеличилась конкуренция на рынке.
За последние три года кинотеатры почти полностью исключили из концепций новых торговых объектов. Это связано с тем, что арендаторы торговых площадей все реже отдают предпочтение крупным ТЦ, выступающим точками притяжения и позволяющим провести за покупками и развлечениями весь день. Они выбирают районные торговые центры, ТЦ, расположенные на первых этажах жилых домов, на транспортных узлах. Переход обусловлен изменением поведения потребителей, а также тем, что рынок уже насыщен крупными торговыми объектами.
Кроме того, сыграли роль ограничения на работу кинотеатров. Во время локдауна, введенного в период пандемии коронавируса, у владельцев ТЦ появились сомнения в финансовой устойчивости таких арендаторов. В 2022 году, после ухода из страны крупнейших мировых прокатчиков, строители ТЦ окончательно решили рассматривать другие типы развлекательных операторов для потенциальных объектов.
По мнению старшего директора департамента торговой недвижимости CMWP Андрея Шувалова, индустрия кинопроката будет развивать новые малые форматы кинотеатров, которые можно разместить в небольших ТЦ или включить в инфраструктуру жилых комплексов.