Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Город

Инская — для интуристов: прогулка по историческому кварталу

Александр Матвеев, Виталий Эйгерис6 января 2020 3 329
2021-04-27T14:56:10.077000+00:00
Инская — для интуристов: прогулка по историческому кварталу
Малолюдная улочка у метро «Речной вокзал» вскоре может стать главной точкой притяжения горожан и туристов. Уже сейчас тут «живут» Сталин, Городовичок и музей сибирского панка

«Что показывать гостям города во время Молодежного чемпионата мира по хоккею — 2023?» — этот вопрос с каждым днем все актуальнее. Кварталы старых домов на улице Инской и прилегающем к ней отрезке Большевистской способны стать едва ли не главным достопримечательным местом Новосибирска, если проект «Новониколаевские кварталы» будет воплощен в жизнь. Корреспондент N1 Александр Матвеев прогулялся по территории будущего исторического квартала вместе с сотрудником музея Новосибирска Константином Голодяевым, узнал его историю и обсудил перспективы проекта с его автором Анной Наволоцкой.

О создании исторического квартала на улице Инской архитекторы и краеведы говорили еще с 1990-х. В последние годы наш собеседник множество раз обращал внимание общественности, что одна из самых аутентичных исторических улиц города вымирает и необходимо реанимировать ее как городскую достопримечательность.

От слов к делу первой перешла доцент кафедры архитектуры и реконструкции городской среды НГАСУ (Сибстрин), кандидат архитектуры Анна Наволоцкая. В июне нынешнего года в музее Новосибирска Анна вместе с Константином Голодяевым и другими соратниками презентовала проект общественно-культурного центра «Новониколаевские кварталы улицы Инской», который в течение нескольких лет готовила группа преподавателей и студентов под ее руководством. Большую архивную работу провели старший научный сотрудник краеведческого музея Наталья Минина, архитекторы Валерия Яковлева, Дмитрий Поповский.

Константин Голодяев: «Почему именно Инская? Этот топоним появился еще в конце XIX века и образовался от направления улицы в сторону деревни Усть-Инской и реки Ини. Скорее всего, это первая улица Новосибирска, получившая название

Ее планировка есть уже на первых схемах нашего поселка. К тому же здесь, в отличие от других старых улиц Новосибирска, сохранились целые усадьбы дореволюционных строений, а не отдельные дома».

Октябрьский мост делит улицу примерно пополам, но все интересные с архитектурной и исторической точки зрения постройки находятся к северо-западу от него. Здесь и предполагается создать исторический квартал

Проект, по задумке авторов, охватит не только саму Инскую, ограниченную домами № 7–65, но и небольшой начальный отрезок Большевички, а также еще одну будущую улочку, которую пробьют между первых двух. В проекте ее нарекли Огородной, поскольку сейчас на ее месте расположены приусадебные участки. На пустыри вдоль Огородной (другое ее проектное название — Инской проезд) предполагается перенести образцы деревянного зодчества из других частей города, интересные с архитектурной и исторической точек зрения, но не взятые государством под охрану.

Таких домов в городе достаточно: от тех, что стоят на левом берегу в бывшем селе Бугры, до дома Янки Дягилевой в самом центре, на Ядринцевской, 61. Эту площадку не первый год пытаются освоить, но поклонники рок-поэтессы стоят намертво и даже добились установки большой мемориальной доски Яне Станиславовне несколько лет назад. Перенос, возможно, стал бы компромиссным решением.

К.Г.: «Вопрос, конечно, неоднозначный. Дом стоит на линии будущей автомагистрали, его все равно когда-то снесут. И не потеряет ли с переносом здание свою историчность? Ведь утверждать, что Янка жила ЗДЕСЬ, уже будет нельзя. Стены те же, а вот место — совсем другое»

Прогулку мы начинаем с Инской, 7 — полукаменного жилого дома Безсоновой постройки не позже 1911 года. Хозяйка занималась ломовым извозом — перевозкой тяжелых грузов. Этот дом уже признавался памятником архитектуры, но в начале 1990-х новый хозяин, несмотря на формальный запрет, перестроил его, из-за чего объект в итоге утратил свой охранный статус.

Со стороны Зыряновской к деревянной избе уже в новое время пристроили что-то похожее на европейский замок. Сейчас здесь размещается магазин автозапчастей и несколько других мелких фирм

К.Г.: «Концепция „второго квартала“, как я его называю, предполагает не только реставрацию исторических зданий, но и возведение новых, которые должны гармонично соседствовать со „старичками“. В принципе, не вижу ничего страшного, если и эту новостройку мы сохраним. Аляписто она не смотрится».

К.Г.: «Про башенку рядом с этим „готическим замком“ ходили слухи, что ей более ста лет и что это был навигационный знак для пароходов, идущих по Оби. На самом деле, башня — такой же новодел, как и здание»

А вот бывший хлебокомбинат, по мнению краеведа, хоть и имеет протяженную историю — построен в 1936-м и был одним из первых в городе хлебозаводов, — в проект никак не вписывается и подлежит сносу.

Здание давно не эксплуатируется и по сути заброшено, однако его собственник выставил весьма серьезный ценник за землю, на которой оно стоит

По соседству, на Инской, 15 и 19 стоят еще два домика с богатым резным декором. Это жилые дома Морокова и Третьяковой постройки начала ХХ века.

В прошлом году музей Новосибирска подал прошение в областной научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия о признании трех этих усадеб (7, 15 и 19 дома) памятниками архитектуры. НПЦ отказал, мотивируя это тем, что все три здания «неоригинальны» и утратили множество важных архитектурных элементов.

К.Г.: «Сейчас инициативная группа, в которую вхожу и я, готовит новое заявление с требованием взять под охрану дома № 7 и 19. Аргументируем это тем, что даже если здания во многом типовые, они находятся в отдельном анклаве и сохранить их все же необходимо»

Главная цель общественников — спасти от потенциальной «зачистки» весь участок. Как говорит Голодяев, пока на всем участке Инской от Ипподромской до Маковского нет ни одного дома, которых находился бы под государственной защитой. Другими словами, хоть завтра сюда может зайти застройщик и снести вообще все, и тогда идея исторического квартала навсегда останется лишь на бумаге. Если же удастся добиться охранного статуса даже для пары объектов, это создаст серьезные сложности для комплексной застройки. Работу над созданием исторического квартала нужно начинать именно с этого шага.

Хоть завтра сюда может зайти застройщик и снести вообще все, и тогда идея исторического квартала навсегда останется лишь на бумаге

«Инская улица, как гулящая девка, имела в городе дурную славу», — писал в своем историческом романе «Конокрад и гимназистка» новосибирский писатель Михаил Щукин. В подтверждение этих слов Константин Голодяев указал место на углу Инской и Маковского, где стоял известный в дореволюционном городе бордель — публичный дом госпожи Елизаветы Абрамовны Левиной.

Сейчас на этом месте — гостиница «Набережная». Верна ли она традициям, заложенным век назад, утверждать не беремся …

К.Г.: «Гостиница в туристическом квартале, безусловно, будет нужна. Другой вопрос, что ее внешний вид нужно будет привести в порядок, сейчас она выглядит ужасно».

 А вот дом на Инской, 55 взяли под охрану еще в советское время, но не из-за его архитектурных достоинств, а по политическим причинам.

К.Г.: «Здесь в первые годы советской власти располагался Закаменский райком ВКП(б). В период „Ленинского призыва“ именно Закаменский райком собрал больше всего заявлений о приеме в партию»

Коррекционная школа № 1 хоть и не внесена в список объектов культурного наследия, но вполне могла бы там быть.

К.Г.: «Здание построено в 1935 году как „Школа водников“ (позже — школа им. Кирова). До сих пор используется по своему прямому назначению и вполне вписывается в историческую застройку».

Возле школы установлена скульптура неформального символа Новосибирска — Городовичка. В 2000-х очень похожая стояла неподалеку отсюда на набережной, но в школе пояснили, что это лишь совпадение — Городовичка создали сами педагоги, ориентируясь лишь на рисунки

Наконец, украшение Инской — усадьба Терентьевых. Памятник архитектуры, строившийся поэтапно и, вероятно, заставший даже XIX век. Этим домом обозначена восточная граница «Новониколаевских кварталов» — далее вплоть до Восхода стоят одни новостройки.

До наших дней дожила лишь небольшая часть усадебных построек семьи Терентьевых. От крупного домохозяйства, каким оно было в начале XX века, сохранился только доходный дом

К.Г.: «Туристы любят жуткие легенды. Одна из них связана с этим зданием. Якобы при реставрации в подвале усадьбы нашли скелеты, закованные в кандалы. Возможно, легенда родилась и потому, что фамилия Терентьевых действительно фигурировала в полицейских сводках. Как содержателей притона. Не забываем, что Инская — это новониколаевская „улица Красных Фонарей“».

Часть Инской уже ушла под бульдозер — теперь здесь строится большой жилой комплекс «Инские холмы».

К.Г.: «Не будь этой застройки, исторический квартал мог стать еще больше и насыщенней. Впрочем, „Инские холмы“ не мешают реализации проекта. Квартал должен быть живым круглые сутки, он не должен умирать, когда туристический поток затихает»

И все же интересных домиков с большой историей на Инской осталось немало. Когда — или если — территория преобразится, в каждом из них (ныне, в основном, жилых) откроются кафе, магазины, сувенирные лавки, ремесленные мастерские, бизнес-площадки. Предусмотрены парковки, малые архитектурные формы и т. д.

На территории будущего квартала уже имеются кое-какие развлекательные заведения. К ним можно отнести музей советской техники «Гараж 54», стрелковый клуб, школу барабанов, танцевальную и фотостудию. Но самая фактурная достопримечательность здесь — дом-музей сибирского панк-рока «Путти-Хаус», расположенный в бывшем доме конюха на Инской, 21.

У ворот с надписью «Звонка нет!!! Ори, б…га» нас встречает Александр Чиркин — основатель музея, житель этого дома, солист панк-группы «Путти» и тру-панк в одном лице

Калитка, как оказалось, к забору не приделана — хозяин просто отставляет ее в сторону. Щедро сдабривая речь матом, Александр рассказывает: андеграундная рок-тусовка в этой избушке поселилась в 1983 году. Здесь бывали Башлачев, Летов, Дягилева и другие рок-легенды.

Вот на этот магнитофон записались Янка Дягилева и «Гражданская оборона»

«А с „Путти“ мы репаем тут и по сей день, — улыбается Чиркин. — Правда, из первого состава группы остался один я, набрал себе молодняка. Проводим здесь квартирники, турниры по настольному хоккею, даже разыгрываем призы, „Сникерс“, например».

В этом доме бывали Башлачев, Летов, Дягилева и другие рок-легенды

Спускаемся по Маковского к Большевистской. Еще один, вероятно, самый обсуждаемый достопримечательный объект на территории будущего квартала — памятник Сталину, как бы стыдливо скрывшийся под шапкой снега. Его открыли 9 мая, с помпой, с участием мэра и со скандалом.

Здесь, на Большевистской, 29, размещается областное отделение КПРФ. К слову, само здание — дом Самсоновых — официально признанный памятник деревянного зодчества

«Когда коммунисты отсюда съедут, вероятно, и Сталина прихватят с собой», — надеется Константин, в свое время опубликовавший открытое письмо о недопустимости установки этого бюста.

Напротив обкома красуется стенами еще одна изюминка будущего туристического кластера — шедевр конструктива (правда, с облупленными стенами). Здание электроподстанции по Маковского, 4 1936 года постройки совсем недавно получило охранный статус.

К.Г.: «Похожий образец постконструктивистской застройки стоит на Кольцова, 44, в районе пересечения Писарева и Мичурина»

Встреченный нами энергетик Дмитрий поделился, что кирпичная кладка здания понемногу разваливается, здание давно требует ремонта. Узнав, что дом признали памятником архитектуры, посетовал: теперь деньги на ремонт не найдут и подавно. Реконструкция зданий с таким статусом требует куда больших вложений, причем все расходы лежат на собственнике.

Усадьба Санкина (улица Большевистская, 27) — еще одно дореволюционное творение, которому НПЦ отказал в статусе объекта культурного наследия.

К слову, ее первый хозяин Степан Санкин жил в Ново-Николаевском поселке как минимум с 1898 года

Контора инженера Будагова считается первым в городе зданием и практически его ровесником. Здание пережило несколько пожаров, его облюбовали бомжи, а город никак не мог выкупить дом у собственников. Но в итоге несколько лет назад стороны смогли договориться, и началась реставрация, позволившая сохранить до 80% оригинального здания. К 125-летию Новосибирска филиал музея Новосибирска «Контора инженера Г.М. Будагова» торжественно открыли, но первая же пережитая зима показала, что дом недостаточно утеплен. Филиал закрыли на дополнительный ремонт, который продолжается и по сей день.

Контора инженера Будагова считается старейшим зданием Новосибирска

К.Г.: «Здесь могло быть прекрасное место для главного входа в исторические кварталы. Возле конторы Будагова можно было бы разбить скверик с фонтаном, отгородиться от автодороги прозрачной шумозащитной стеной. Отсюда расходились бы пешеходные маршруты на Инскую и Огородную. Но возводимый рядом двухэтажный дом сводит эту идею на нет».

Речь идет о «первой ласточке» передислокации из других частей города. Доходный дом купца Сурикова 1897 года ранее стоял на улице Урицкого.

В процессе переноса этого здания с ул. Урицкого застройщик утратил оригинальные материалы и сейчас возводит его точную копию по чертежам

К.Г.: «В начале 2000-х застройщик, по договоренности с областной администрацией, разобрал историческое здание, освободив место под жилую высотку. „Свечку“ в итоге построили и заселили, а вот разобранный доходный дом сгорел на складе. Теперь строительная компания возводит дом Сурикова на Большевичке по старым чертежам, но из новых материалов, обещав затем передать готовую постройку городу. Возможно, здесь будет еще один филиал городского музея».

Пока одни общественники бьются за сохранение имеющихся построек, другие ищут инвестора, готового вложить солидные средства в создание здесь туристического кластера. Деньги требуются не только на реставрацию домов, расселение их жителей, перенос сюда усадеб из других частей города и строительство новых. Необходимо подвести инженерные коммуникации, которых нет во многих домах по сей день, уложить асфальт или мостовую, сделать освещение, обустроить подходы к Инской от станций метро «Октябрьская» и «Речной вокзал».

Над разработкой концепции квартала на Инской архитекторы и студенты трудились более 4 лет

К.Г.: «Связующим звеном мог бы стать пешеходный мост, который строители „Инских холмов“ планируют перекинуть через Большевистскую к 2022 году, но он будет располагаться слишком далеко от парка. Необходимо будет строить еще один переходной мост в рамках проекта, а это опять-таки вложения».

Однако вероятность того, что проект исторического квартала будет реализован, Константин Голодяев оценивает как очень невысокую. Помимо серьезных капиталовложений, по его словам, нужна еще сильная воля власти.

avatar

Александр Матвеев,Журналист, писатель, краевед, экскурсовод. Автор книги "555 интересных фактов о Новосибирске", внештатный корреспондент N1.ru.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

#город#личный опыт
городличный опыт
Сейчас обсуждают
Аноним
29 марта 2024
редакцияeditorial@cian.ru