Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Город

Исчезающая улица купеческих усадеб

Кристина Шабунина, Полина Рашковская13 апреля 2020 3 896
2021-04-27T14:56:10.077000+00:00
Исчезающая улица купеческих усадеб
Деревянные особняки в центре Екатеринбурга уходят в тень многоэтажек

Улица Октябрьской революции, которая до 1917 года называлась Коробковской, — одна из самых старых в Екатеринбурге. Первые сведения о ней относятся к концу XVIII века. На протяжении нескольких веков там жили купцы и камнерезы, садоводы-любители выращивали яблони и груши, а в годы перестройки художники и музыканты устраивали перфомансы. Облик улицы серьезно изменился за последние десятки лет. Часть особняков снесли — на их месте появились жилые многоэтажки и строится торгово-развлекательный центр.

Создание данного материала происходило до введения режима самоизоляции граждан в Екатеринбурге. В данный момент редакция журнала N1 придерживается всех рекомендаций и ведет работу исключительно из дома.

Часть улицы, которой больше нет

Бывшая Коробковская улица появилась в генплане Екатеринбурга, разработанном архитектором Михаилом Малаховым, в первой половине XIX века. Этот план оставался рабочим до второй половины XX века — согласно ему, улица шла от площади 1905 года до Челюскинцев. В 1970-е годы ее часть, близкая к центру, была застроена жилыми и административными зданиями. Так улица Октябрьской революции сократилась почти в два раза — теперь она начинается от перекрестка с улицей Боевых дружин.

В дореволюционное время бывшая Коробковская улица состояла из 49 дворов. На ней было 37 промысловых заведений, которые предлагали 22 вида услуг. Подальше от центра селились купцы средней руки, ремесленники, владельцы небольших мануфактур, камнерезы, живописцы, столяры, ювелиры, работники мастерских и кондитерских.

«А ближе к площади жили люди высокого статуса и достатка — статские советники и чиновники из Уральского горного управления. Многие состоятельные люди выбирали Коробковскую из-за удобства — она выходила к Кафедральному собору, главной торговой площади и Гостиному двору, рядом были банки, училища, гимназия, больница, удобный выезд на Московский тракт и выход на берег реки Исети», — рассказывает градостроитель Марина Сахарова.

Одним из арендаторов особняка был двоюродный брат Владимира Ленина юрист Александр Ардашев. Он жил в доме Коробкова с конца XIX века по 1919 год

Свое историческое название — Коробковская — улица получила в честь дома купца Коробкова, расположенного на площади 1905 года. Здание построил золотопромышленник и городской глава Максим Коробков в 1828 году. За несколько веков у особняка сменилось много хозяев, но часть его площадей всегда сдавалась в аренду. В дореволюционное время в доме Коробкова торговали полотном, часами, салом и овощами, а в советское время в нем размещались книжный и мебельный магазины. Интересный факт: одним из арендаторов особняка был двоюродный брат Владимира Ленина юрист Александр Ардашев. Он жил в доме Коробкова с конца XIX века по 1919 год.

Дом Коробкова — единственная из исторических построек, которая сохранилась на близком к центру отрезке бывшей Коробковской улицы. Соответственно, детальных сведений о других людях, живших на нем, почти не найти. «Известно, что в первой половине XX века там жил и работал известный горщик (специалист по добыче драгоценных и цветных камней) Данила Кондратьевич Зверев, который считается прообразом Данилы-мастера в сказах Павла Бажова, — отмечает Марина Сахарова. — Данила Зверев легко отличал подделки от натуральных камней, а потому был очень востребован. Большевики конфисковали много ценного имущества, а знаниями, чтобы его оценивать, не обладали».

Усадьбы vs ТРЦ

Теперь перенесемся на перекресток с улицы Боевых дружин и двинемся в сторону Челюскинцев. Здесь старинные усадьбы пока сохранились. Но им пришлось серьезно «подвинуться» — рядом с ними строится большой торгово-развлекательный центр, открытие которого запланировано на 2021 год.

Старинным усадьбам пришлось серьезно «подвинуться» — рядом с ними строится большой торгово-развлекательный центр

Первая историческая постройка — это дом семьи Ястребовых (ул. Октябрьской революции, 32). Рассмотреть его непросто — строение находится за забором из металлических листов. Усадьба Ястребовых считается самым старым сохранившимся деревянным домом в Екатеринбурге. Здание несколько раз поджигали, но оно не сгорело — оказалось, что лиственница, из которой построена усадьба, с годами только крепнет.

«Известный уральский камнерез Павел Петрович Ястребов поселился в особняке в 1865 году. Он работал на опасном производстве, а потому, здоровья ради, разбил первый в районе сад. В нем вот уже больше 140 лет растет посаженный Ястребовым дуб. Вероятно, это самое старое сохранившееся дерево в Екатеринбурге», — рассказывает Марина Сахарова.

В 1963 году усадьбу Ястребовых приобрел садовод Александр Колотов. А в 1990 году в доме разместилась мастерская художника Олега Елового. Он обустроил в особняке «Музей простого искусства Урала», известный в арт-кругах как дача Елового.

«В конце 1980-х старинные дома на улице Октябрьской революции, за исключением особняка Казанцева, передали художникам, дизайнерам, архитекторам. В мастерской Олега Елового собирались художники, играли музыканты. Сформировалось такое самобытное художественное пространство», — говорит Марина Сахарова.

После смерти Олега Елового над ястребовской усадьбой нависла угроза уничтожения. Неравнодушные горожане устраивали акции в ее защиту, проводили субботники, писали обращения властям — пока есть надежда, что дом будет сохранен. Куда меньше повезло домам купцов Блохиных и Осиповых, ранее стоявшим справа от усадьбы Ястребовых. Их снесли в 2018 году. 

«Усадьба Блохиных была последним мещанским домом в Екатеринбурге. Само строение, за исключением первого каменного этажа, было деревянным. У мещан не было денег строить полностью каменные дома, но, поскольку многие из них занимались торговлей, им была важна внешняя презентабельность построек», — рассказывает Марина Сахарова. 

По соседству находится дом бухгалтера Дмитрия Казанцева (ул. Октябрьской революции, 40) — сейчас в нем располагается Музей истории плодового садоводства. Перед входом в усадьбу сохранилась столетняя брусчатка, а сразу за воротами — дом-музей и знаменитый на всю страну сад.

«Дом был построен из сосен, которые росли на этом участке. Так что, скорее всего, он появился в конце XVIII века, — рассказывает директор музея Геннадий Короленко. — Дмитрий Казанцев приобрел особняк в 1913 году у мещанки Акулины Сидоровой и практически сразу разбил во дворе сад. Первые деревья он посадил уже в 1914 году».

Дмитрий Казанцев переписывался с известным советским селекционером и биологом Иваном Мичуриным — тот присылал уральскому садоводу-любителю саженцы яблонь, груш и слив. Выведенные Казанцевым сорта бережно поддерживаются и сегодня. Геннадий Короленко и его супруга Марина ежегодно снимают в саду урожай сладких и душистых яблок и груш.

После смерти Дмитрия Казанцева в 1942 году в доме остались его супруга Анна и дочь Галина. Они жили в особняке до 1966 года, после чего отдали его педагогическому институту. В доме поселились студенты и педагоги, начали разграблять сад, выкапывать растения и увозить их на свои участки. В 1988 году дом Казанцева стал памятником истории культуры, а в 1994-м его передали областному краеведческому музею.

«Саду Казанцева 100 с лишним лет. Плодовый сад в миллионном мегаполисе — такого не то, что в России — в мире нет! — говорит Геннадий Короленко. — Одна из яблонь была посажена в 1923-м — в год 300-летия Екатеринбурга ей будет 100 лет!»

Улица глазами художника Колосова

Оставшиеся старинные дома на улице Октябрьской революции были построены после 1825 года. Например, усадьба Антипина (ул. Октябрьской революции, 52) — это образец Екатеринбургской рядовой усадьбы. Она была сделана по типовому образцу, разработанному властями: на красной линии стояли главный дом и флигель, за которыми располагались парадный двор, хозяйственные постройки и огород. 

На рубеже XIX–XX веков усадьбу купил ювелир Павел Антипин. Он построил двухэтажный каменный дом, новые хозяйственные службы и флигель — одноэтажный деревянный дом. Несмотря на переделки, усадьба полностью сохранила принятую в 1825 году схему расположения строений.

Усадьба Жолобова (ул. Октябрьской революции, 35) была построена в 1830-е годы и до 1883-го принадлежала надворному советнику Ивану Жолобову. В состав усадьбы входили каменный двухэтажный дом, прачечная, службы, баня и мебельное заведение братьев Галкиных. Следующим хозяином дома стал купец В. Козицин, а в начале XX века его приобрела семья мусульманских купцов и меценатов Богатиевых.

По усадьбе Жолобова можно проследить, как одни направления в архитектуре сменяли другие. Первый владелец построил небольшой дом с элементами барокко, следующий достроил здание, приделав парадную лестницу и украсив главный фасад ажурными балконом и козырьком. Фахрутдин Богатиев, в свою очередь, надстроил третий этаж в стиле эклектика и разместил там домашнюю молельню. Сегодня это единственное сохранившееся здание с культовыми сооружениями мусульман дореволюционного времени.

За усадьбой Антипина стоит каменное двухэтажное здание (ул. Октябрьской революции, 56) — в нем в XIX веке была мастерская иконописца Вяткина. А вот деревянная усадьба, ранее стоявшая на месте автосалона «Штерн», сохранилась только на картинах художника Олега Колосова — последнего владельца этого дома.

«Олег Колосов очень расстраивался, когда дом снесли. Большая его заслуга в том, что он сохранил в своих картинах и воспоминаниях этот чудесный квартал, — рассказывает Марина Сахарова. — Колосов отразил всю жизнь Коробковской улицы в XX веке: вот мальчишки едут на санках, а вот — усадьба Антипина и вечные лужи рядом с ней. На картине „Щипанка за хлебушком“ мы видим дом, который первым снесли в 2009 году. Во время войны в этом особняке выдавали товары по карточкам. Около здания разыгрывались настоящие трагедии: кому-то не хватило хлеба, кто-то потерял карточку, у кого-то ее украли. И счастье, и слезы — все было рядом с этим домом».

Улица Октябрьской революции сохраняет элементы удивительной малаховской застройки, купеческих усадеб и аромат вековых садов. Это — одно из немногих мест в Екатеринбурге, где еще стоят исторические дома. По словам общественников, за каждый особняк приходилось сражаться — их хотели пустить под бульдозер. Благодаря неравнодушию горожан усадьбы удалось сохранить, и это очень важно — без прошлого нет и будущего. Архитектурное наследие словно летопись позволяет нам реконструировать пространство прежних эпох.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

#город#личный опыт
городличный опыт
Сейчас обсуждают
Аноним
29 марта 2024
редакцияeditorial@cian.ru