Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Город

Иван Дубровин: «Я за то, чтобы наполнять пространство смыслами»

Светлана Толмачева, Полина Рашковская24 марта 2022 1 645
2022-03-29T13:32:18.713256+00:00
Иван Дубровин: «Я за то, чтобы наполнять пространство смыслами»
В центре Екатеринбурга можно насчитать около двух десятков родных Ивану Дубровину скульптур и памятных знаков — все они вышли из его литейной мастерской. Его ротонды на Плотинке, памятник Владимиру Высоцкому и Марине Влади, скульптура «Влюбленные» на улице Вайнера давно стали символами города и попадают на все его визитные карточки.

Прогулка состоялась в начале февраля 2022 года

Мы всей семьей живем в Ревде, это в 40 км от Екатеринбурга. Мои родители, я, моя жена и трое наших детей — все ревдинцы. У меня там свой дом на берегу пруда, но в Екатеринбург я приезжаю пять раз в неделю как на работу: встречи, переговоры, мероприятия. Можно сказать, городское пространство воспринимаю как большой рабочий кабинет. 

Иногда так и тянутся руки что-то переставить, где-то починить, сделать удобнее для жизни. Но я не архитектор и даже не скульптор, как думают многие. У меня семейный бизнес — литейная мастерская, которую создал мой отец. В селе Новоалексеевском находится наша Долина скульпторов. Там рождаются памятники, которые стоят не только по всей России, но и за ее пределами — в Белоруссии, Киргизии и других странах.

А начиналось все в Екатеринбурге, вернее, еще в Свердловске. Мой отец закончил здесь металлургический факультет УПИ, работал по профессии, в том числе на заводе цветных металлов. Мой дед тоже был связан с металлургией. Когда в конце 80-х началось кооперативное движение, они организовали свое первое небольшое производство, связанное с художественным литьем. 

В юности у меня не было мыслей продолжать династию. Я увлекался театром и хотел в Москву, поступать в Щукинское училище. Но отец уговорил меня: «Сначала получи рабочую специальность, а потом делай что хочешь». Так я оказался на кафедре художественного литья и литейного производства уральского политеха — сейчас УрФУ. 

Помню, выходил из электрички на железнодорожном вокзале и ехал на занятия в УПИ по улице Свердлова — город из окна троллейбуса казался таким большим! Кто бы мне сказал тогда, что не слишком заметный дом по адресу ул. Физкультурников, 30, который выходит торцом на Свердлова, станет для меня особенным местом. 

Из этого дома на фронт ушел наш великий скульптор Эрнст Неизвестный

Мы успели с ним пообщаться по телефону, когда в нашей мастерской шла работа над созданием трехметрового монумента «Маска Скорби. Европа-Азия». По замыслу Неизвестного, этот мемориал должен был состоять из трех частей: одну «Маску Скорби» в Магадане открыли в 1996 году, другую установили в 2017-м в окрестностях Екатеринбурга на 12-м километре Московского тракта, на месте массового захоронения репрессированных. 

Эрнст Неизвестный ушел из жизни в 2016 году, так и не увидев «Маску Скорби» на своей родине. Еще один монумент должен был появиться в Воркуте, но воля мастера до сих пор не исполнена. Надеюсь, когда-нибудь это случится. 

После нашего с Неизвестным телефонного разговора я чувствовал, что должен сделать что-то для его памяти

Мне пришла идея сделать мемориальный знак на доме по улице Физкультурников, где он жил в юности. Я хотел, чтобы памятная доска была необычной, напоминающей его работы. 

Думаю, скульптору Алексею Залазаеву это удалось. Отливали доску у нас в мастерской — это один из наших подарков городу. Хотелось бы, чтобы память о тех великих людях, которые прославили Екатеринбург, была ежедневной и наглядной, жила на городских улицах.

Не знаю, продолжил бы я семейное дело или нет, если бы на пятом курсе не познакомился со знаменитым уральским скульптором Андреем Геннадьевичем Антоновым. Одна из его работ «Муза» установлена  на Доме кино. 

Узнав, что я рвусь в Щукинское, он сказал мне: «Что такое театр? Закрытое пространство, где в зале сидит ограниченное число зрителей, и ты как актер пытаешься им донести свою мысль. А чем занимаюсь я? Создаю монументальные произведения, которые могут видеть миллионы, и через свои работы я могу менять их сознание». 

Я решил, что его теория намного глобальнее, и если соединить ее с моим производством,  получится такой большой театр в вечном материале: придумывай и воплощай на века

В десяти минутах ходьбы от дома Эрнста Неизвестного — Дворец игровых видов спорта. В 2019 году мы открывали здесь скульптурную композицию в честь нашего волейбольного клуба «Уралочка» и его знаменитого тренера Николая Карполя, почетного жителя Екатеринбурга. 

Николай Васильевич — это целая эпоха: под его руководством «Уралочка» 25 раз завоевывала звание чемпиона страны, девять раз побеждала в европейском Кубке чемпионов. Международная федерация волейбола неоднократно признавала Николая Карполя лучшим тренером мира. 

Если приглядеться к постаменту, то на одной его стороне можно увидеть золотые и серебряные медали — это победы нашей волейбольной сборной на Олимпиадах, к которым ее привел Карполь. С другой стороны — его достижения с клубом «Уралочка».

Замысел у скульптора Алексея Чебаненко был такой: мы видим игровое поле, скамейку запасных, тренера и трех волейболисток. Николай Васильевич своей энергией как бы заставляет девчонок прыгнуть выше головы, выжать из себя максимум. 

Волейбол — это воздушная стихия: полет мяча, прыжки. Поэтому и композиция летящая

Общая высота группы спортсменок, отлитых из бронзы, — около 6 м, общий вес — около 900 кг. Каждая из фигур при этом по 2,5 м в высоту. Внутри они полые, держатся на общем каркасе и закреплены на одной точке — технически очень сложная конструкция. 

На открытии присутствовал сам Николай Васильевич. Никогда не забуду его слезы, когда мы сняли полотно, и он впервые увидел нашу работу. А все началось с того, что несколько лет назад я решил создать серию композиций «Скажи великим спасибо при жизни!». 

Мне кажется, это очень важно — не на кладбище ставить красивые надгробия, а еще при жизни воплощать в бронзе тех людей, которые благодаря своим заслугам уже шагнули в вечность. 

Это и есть благодарность — не когда-нибудь потом, а здесь и сейчас

Финансирование под серию этих работ я ищу самостоятельно. Например, в скульптурной композиции, посвященной «Уралочке», нет ни копейки бюджетных денег. Все работы оплатил известный екатеринбургский меценат Андрей Симановский. 

Следующая композиция в этом проекте будет посвящена семикратному чемпиону мира по хоккею с мячом Николаю Дуракову, или, как его иногда называют, «гению русского хоккея». Николаю Александровичу сейчас 87 лет. Скульптура уже готова, мы ждем согласования места с городской администрацией. Надеюсь, что успеем ее открыть в нынешнем году.

Одна из моих любимых работ — «Горожане. Разговор» на углу проспекта Ленина и улицы Мичурина. Она первая в серии «Скажи великим спасибо при жизни!»

Беседующие мужчины — это знаменитые уральские художники Миша Брусиловский, Виталий Волович и Герман Метелев. Автор скульптурной композиции — Андрей Антонов, который и познакомил меня с Воловичем и Брусиловским. Здесь рядом мастерские художников. После того как «Горожан» открыли в 2008 году, Миша Брусиловский видел себя бронзового из своего окна. 

Эскиз этой работы Антонов создал для какого-то конкурса в 1983 году, в год моего рождения, а воплотить его в бронзе решили после похорон Германа Метелева в 2006-м, когда два других художника были еще живы. 

Это тоже была народная инициатива, без участия городского бюджета. Все работы профинансировала Татьяна Егерева, директор аукционного дома «Татьянин день», так что ее можно назвать основательницей традиции говорить великим спасибо в металле.

Я всегда обращаю внимание, как скульптуры вписываются в окружающую среду. «Горожане» — композиция без постамента, художники как будто случайно здесь встретились и разговорились. Эти три фигуры словно бы собирают все остальное пространство вокруг себя и, что несомненно, делают обычный сквер достопримечательностью города. 

То же самое произошло и с нашими ротондами на Плотинке — они отлично дополнили собой городской пейзаж. Мало кто знает, что чугунный орнамент ротонд создавал Александр Рябов из Каслей — непревзойденный мастер своего дела. 

Совсем скоро выпустят марки, где на фоне Дома Севастьянова будут наши ротонды. Кстати, их мы сделали в рамках муниципального заказа. Следить за ротондами должны городские службы благоустройства, но я иду и вижу: где-то молодожены замки навесили, где-то деталь отломана, облицовка в основании отваливается… Некрасиво! Все-таки исторический центр, лицо города! Внимательнее надо относиться, по-хозяйски.

Если от Плотинки дойти до пешеходной улицы Вайнера, то на перекрестке с Малышева можно увидеть наших «Влюбленных». К 285-летию Екатеринбурга Союз художников проводил конкурс городских скульптур. Среди победителей оказалась и работа преподавателя Уральской архитектурной академии Софьи Прохоренко, которая изобразила своих студентов. Их отливали у нас в мастерской. После установки, правда, кто-то спилил и стащил ботинки и туфли. Пришлось делать заново.

 Каждый раз прихожу сюда с замиранием сердца — на месте ли обувь наших влюбленных?

Мы отливаем скульптуры не только для центра Екатеринбурга. Наши монументы можно увидеть и в новых районах — в Солнечном, Академическом. У них есть концепции развития и было бы логично на этапе проектирования предусматривать места для таких композиций, собирать идеи того, что хотят видеть горожане. 

Тогда в будущем скульптуры не потеряются во дворах среди многоэтажек, а будут действительно знаковыми символами районов, точками притяжения в парках и скверах. Было бы здорово, чтобы на этот момент обратили внимание при планировании городской инфраструктуры. 

К памятнику Владимиру Высоцкому и Марине Влади около бизнес-центра «Антей» у меня особое отношение: это самая первая скульптурная композиция, которую мы отлили для города. 

Открывали ее глава города Аркадий Чернецкий и автор идеи монумента, бизнесмен Андрей Гавриловский, большой поклонник творчества Владимира Семеновича. Помню, как бросился на шею бронзовому Высоцкому его друг Валерий Золотухин, который тоже был на открытии. 

Мы очень старались, чтобы первый наш заказ был безупречным и с точки зрения сходства, и по качеству. Даже колки на гитаре видно — так проработали все детали! Тогда, в 2006 году, благодаря Высоцкому и Влади наша литейная мастерская получила путевку в жизнь. Мы дали понять и городским властям, и бизнесу, что нам можно доверять. С тех пор у нас было много работы.

Самый большой наш монумент на сегодняшний день — это копия «Рабочего и колхозницы» рядом с Музеем автомобильной техники в Верхней Пышме. Верхнепышминский вариант меньше оригинала примерно в 2,5 раза, но даже при этом высота монумента целых девять метров! Если к этому прибавить еще и 10-метровый постамент, то общая высота композиции сопоставима с семиэтажным домом.  

Рядом с «Антеем» — парк с фонтаном, где со временем, я надеюсь, появится скульптура Андрея Антонова «Похищение Европы»

Осуществить эту идею я обещал мастеру перед его смертью. Уже давно готовы все фотопривязки, не первый год идут согласования, и я надеюсь, что через год, к 300-летию города, скульптура размером три на четыре метра займет место посередине фонтана в сквере за Оперным театром. 

А вообще лучшим подарком к юбилею Екатеринбурга стал бы монумент святой Екатерины, покровительницы города. Универсиада, парады и салюты пройдут и забудутся, а символ города останется с ним навсегда. Я за то, чтобы наполнять пространство смыслами, которые мы хотим оставить после себя.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

#город#екатеринбург
городекатеринбург
Сейчас обсуждают
Аноним
29 марта 2024
редакцияeditorial@cian.ru