Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Город

Со всех сторон: дизайн-код города

Елизавета Литовская, Евгения Куликова26 декабря 2019 4 621
2021-04-27T14:56:10.077000+00:00
Со всех сторон: дизайн-код города
Почему однажды все автобусы в Екатеринбурге стали зелеными и зачем городу свой собственный шрифт?

В любом большом городе есть свои символы: узнаваемый логотип «Я люблю Нью-Йорк» и желтые такси, лондонские красные телефонные будки и круглые указатели метро. Эти символы — маленькая часть повседневной жизни, часть дизайн-кода города, которая и делает его узнаваемым. Но что же такое дизайн-код города, есть ли он в Екатеринбурге и каким его видят создатели, архитекторы и простые горожане?

Дизайн-код города — это набор правил, регламентирующих визуальную составляющую важных элементов городского пространства: вывесок, указателей, адресных табличек, остановочных комплексов и других элементов городской навигации. Одной из главных задач дизайн-кода является упрощение городской навигации. Любой человек сможет издалека увидеть остановку, отличить муниципальный транспорт от частного, быстро сориентироваться в улицах и не плутать по дворам с навигатором в поисках таблички с номером дома. 

Несоблюдение правил, прописанных в дизайн-коде, приводит к тому, что город становится похож на сайт с вирусной рекламой: разноцветные баннеры, навязчивая реклама и желание срочно нажать на кнопку выключения, чтобы все это исчезло. Мы поговорили с экспертами и горожанами о важных элементах дизайн-кода Екатеринбурга, о его связи с городской архитектурной средой и о том, чего хочет от дизайн-кода обычный житель.

avatar

Дмитрий Фогель,Главный художник Екатеринбурга

Дизайн-код  — важная часть городской идентичности

Дизайн-код — то, что позволяет визуально объединить пространство города, его уникальный стиль, отражающий нашу идентичность, наше прошлое и настоящее. При его создании нельзя смотреть только назад, так как город меняется — надо идти в ногу со временем. В Екатеринбурге все началось с логотипа (имеется в виду трехчастное написание названия города ЕКАТ-ЕРИН-БУРГ. — Прим. N1), который используется для брендирования остановок и системы городской навигации: указателей, информационных стендов.

Несоблюдение правил, прописанных в дизайн-коде, приводит к тому, что город становится похож на сайт с вирусной рекламой: разноцветные баннеры, навязчивая реклама и желание срочно нажать на кнопку выключения, чтобы все это исчезло

Над дизайн-кодом последние несколько лет трудится группа энтузиастов-добровольцев. Наша работа стала видимой для горожан во время Чемпионата мира по футболу: вместо разных старых автобусов появились одинаковые зеленые, в Центре поставили одинаковые остановки и заменили городские указатели. Тогда работа велась в сжатые сроки, но надо было сделать так, чтобы за Екатеринбург было не стыдно перед жителями и гостями города. Это был тестовый запуск, и сейчас мы в более спокойном режиме доводим до ума то, что начали. В 2020 году будет объявлен конкурс на лучший дизайн-проект городских остановок. Сейчас в них уже есть элементы «умных остановок»: слоты для зарядки гаджетов, информационное табло, но нельзя останавливаться на достигнутом.

Наша работа стала видимой для горожан во время Чемпионата мира по футболу: вместо разных старых автобусов появились одинаковые зеленые, в Центре поставили одинаковые остановки и заменили городские указатели

Из более далеких планов — установка новых интерактивных светофоров с шагающим человечком и унификация городского транспорта: к зеленым автобусам мы добавим голубые троллейбусы и оранжевые трамваи. Это улучшит визуальное восприятие городского транспорта и сделает его безопаснее. Но начнем мы с автобусов: на них появится уникальный принт с городским брендированием.

Одним из главных достижений нашей команды стало создание особого шрифта Iset Sans, который используется только для городской навигации. Это позволяет подчеркнуть уникальность города и стилистически объединить разные элементы дизайн-кода: адресные таблички, городские указатели, информационные стенды, элементы городской карты. Сейчас вы чаще всего можете увидеть этот шрифт в названиях на новых остановках.

avatar

Петр Любавин,Архитектор

Когда идешь по городу, хочется смотреть на дома, а не на рекламу

Появление своего дизайн-кода — закономерная часть развития городской среды. Но тут есть нюансы, которые надо учитывать. Для начала, он должен отражать городскую идентичность. У нашего города она очень отчетливая: Екатеринбург — индустриальный город. Это сильно повлияло на его облик: не было бы у нас заводов, не было бы такого потрясающего конструктивизма. Если со зданий убрать все, что там наворочено: рекламу, вывески, которые не по регламенту сделаны, — будет видно, насколько они красивые. В городе сейчас много визуального шума: разнородные таблички, вывески, наружная реклама очень мешают восприятию. Эти элементы должны быть одинаковыми — в этом случае мы перестанем отвлекаться на них и сосредоточим внимание на эстетике пространства.

Если со зданий убрать все, что там наворочено: рекламу, вывески, которые не по регламенту сделаны, — будет видно, насколько они красивые

Сейчас видны первые положительные результаты внедрения дизайн-кода: город стал выглядеть гораздо аккуратнее, когда сняли растяжки, сделали единообразные остановки и киоски. Но это все требует доработки. Пока стоишь и ждешь автобус на остановке с разрядившимся от холода телефоном, то начинаешь эту остановку разглядывать и становится понятно, что ее надо улучшать: делать менее массивной, но при этом теплой, менять материалы, делать ее «легче», чтобы она не отвлекала внимание от архитектуры.

Сейчас в центре исторические здания теряются за инфраструктурой, а хочется, чтобы она их объединяла. У нас так много красивых зданий, хотелось бы, чтобы их все могли увидеть

Еще одна важная часть городского дизайн-кода — это вывески: они могут как все испортить, так и моментально сделать город визуально приятнее. Для вывесок существуют правила, которые каждый может прочитать на сайте администрации: это соразмерные зданию отдельные буквы по центру от входной группы. Шрифт и логотип уже определяют заказчик и дизайнер. Так сейчас оформляют вывески в Москве и в Европе. Когда мы говорим, что хотим «как там», то имеем в виду как раз такие мелочи: один тип вывесок, одинаковые остановки. 

Еще одна важная часть городского дизайн-кода — это вывески: они могут как все испортить, так и моментально сделать город визуально приятнее

В Европе можно подсмотреть много отличных решений, но из Екатеринбурга не сделать Рим или Париж — климат не тот, архитектура другая. Вот Северная Европа — другое дело. Хельсинки, например, похож на Екатеринбург: холодный северный город, такой же по масштабу и степени разрозненности архитектуры. Когда на одной улице стоят классическое здание, авангардное здание и типичный стеклянный бизнес-центр, нужно связующее звено — маленькие элементы, которые будут повторяться: указатели, адресные таблички. 

Города надо делать так, чтобы в них было комфортно. Все должно быть соразмерно человеку и его потребностям. Дизайн-код города воспринимается только в совокупности. От одинаковых адресных табличек мало толка, если они на домах в аварийном состоянии.

avatar

Анастасия Кавунова,Преподаватель

Дизайн-код — это не только для центра города

Последние несколько лет по Екатеринбургу становится гораздо приятнее ходить. Радует, что вокруг все упорядочивается. Это маленькие шаги на пути к комфортному городу. Я согласна с тем, что у города должен быть свой дизайн-код, но охватывать он должен не только центр. Я живу в отдаленном районе, и у нас нет ни новых остановок, ни навигационных столбов. Было бы здорово, если бы все это со временем дошло и до нас. Мне кажется, это было бы единым городским знаменателем: все бы понимали, где остановка, где киоск, и могли бы проще ориентироваться. Я помню, как в начальной школе часто путала обычный киоск с остановкой, и удивлялась, когда автобус там не останавливался. Большой город всегда не очень удобен для детей, но надо над этим работать. Брендирование и создание «умных» остановок может в этом помочь.

Я согласна, что у города должен быть свой дизайн-код, но охватывать он должен не только центр. Я живу в отдаленном районе, и у нас нет ни новых остановок, ни навигационных столбов

Было бы приятно, если бы кроме общего брендирования дизайн-код города учитывал идентичность разных районов тоже. Жители города понимают, чем Уралмаш отличается от ВИЗа, например. Можно было бы на табличке с адресом сделать какую-нибудь пиктограмму, чтобы можно было понять, в каком районе человек находится. Таблички на домах — это больное место города. В центре и новых районах все хорошо, но в других часто приходится  пройти домов шесть, чтобы понять, что это за улица и в какой ее части ты находишься.

В прошлом году по работе надолго уезжала, и по возвращении была так рада увидеть этот логотип, ведь он символизирует дом. Брендирование сработало

Логотип города из трех строк для меня в первое время казался странным, но сейчас я к нему привыкла. Он ассоциируется у меня с конструктивизмом и стихотворной «лесенкой» Владимира Маяковского. Мне кажется, городу очень подходит. В прошлом году по работе надолго уезжала, и по возвращении была так рада увидеть этот логотип, ведь он символизирует дом. Брендирование сработало. 

Если бы все было в одном стиле, город стал бы гораздо опрятнее. А это вынуждает изменить свое к нему отношение: сразу чувствуешь связь с местом, хочешь сделать здесь что-то хорошее.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

#вторичка#город#реновация#новостройка
вторичкагородреновацияновостройка
Сейчас обсуждают
Аноним
29 марта 2024
редакцияeditorial@cian.ru